Буддизм — одна из основных религий мира


Буддизм – это одна из трех мировых религий, которая зародилась одной из первых. Мировой эта религия считается потому, что она распространилась по всему миру, преодолев этно-государственные и конфессиональные границы. На сегодняшний день буддизм объединяет людей с различными религиозными и культурными традициями. О философии буддизма с восхищением говорили такие всемирно известные люди, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.

Буддизм - одна из старейших религий в мире

Истоки зарождения буддизма
Итак, история зарождения буддизма очень интересна и поучительна: в І тысячелетия до н.э. индийский принц Сиддхартха Гаутама, уставший от роскоши, богатства и красоты, бросил свое королевство, отказался от власти и отправился странствовать по миру. Причиной ухода из дворца также послужил тот факт, что однажды принц увидел трех людей: больного, старика и мертвеца. Увиденное сильно поразило воображение принца, так как он понял, что в мире помимо празднества и богатства существует смерть, нищета и болезни.
Став странствующим аскетом, Сиддхартха Гаутама со временем пришел к мысли о том, что мир материальных вещей никчемен и иллюзорен. Прежде чем стать Просвещенным, т.е. Буддой, принцу пришлось понять, в чем заключается истинный смысл человеческого бытия. Познать истину Сиддхартха Гаутаме помогли медитации, которыми он занимался под деревом в течение 7 лет.
Сидя под деревом Бодхи, принц пришел к мысли о том, что вырваться из бесконечного круговорота человеческих страданий можно только в том случае, если отказаться от всех желаний. Именно в этот момент, принц стал Просвещенным. В течение 45 лет Будда странствовал по миру и проповедовал свое учение, донося истину до людей.

Основные святыни для БуддистовОсновные принципы буддизма
Буддизм – это религия, которую отличает Четыре Благородных истины, к которым пришел Будда Гуатама. Эти истины следующие:
1.    Истина о страдании. Суть данного принципа сводится к тому, что люди страдают не только тогда, когда им плохо, но и в тот момент, когда им хорошо. Согласно данному принципу, все человеческие страдания делятся на три большие группы: абстрактные, к ним относятся всевозможные разочарования: в себе, в людях, в мире. Второй тип страданий – это телесные. К ним можно отнести: рождение, смерть, болезни, старость, немощность и т.п. Третий тип страданий – чувственные, т.е. переживания, вызванные расставанием с любимыми людьми. Истина о страдании заключается в том, что страдают совершенно все: люди, животные, боги. Таким образом, получается, что страдание абсолютно.
2.    Истина о прекращении страданий. Суть данного принципа сводится к тому, что человек, который полностью овладеет своими чувствами и желаниями, сможет избавиться от всякого рода страданий. В дальнейшем такой человек сможет достичь высшего состояния, т.е. нирваны.
3.    Истина о причине страданий. Причиной страданий является то, что люди, животные и другие вещи в мире представляют для каждого человека определенную ценность, это приводит к тому, что человек начинает желать обладать теми или иными предметами, быть с определенными людьми, со временем эти желания полностью завладевают им, и он становится рабом своих мыслей и чувств.
4.    Истина о пути. Следование по истинному пути позволит каждому человеку избавиться от всех материальных зависимостей, т.е. овладеть конкретной духовной практикой, которая получила название Благородный восьмеричный путь, т.е. путь просветления.
Философия буддизма.
Итак, буддизм – это религия, в которой есть различные положения о человеке, мире, материальных вещах, отношению к богам и т.п. Однако фундаментальными принцами буддийской этики являются следующие:
•    Теория зависимого происхождения,
•    Теория изменяемости,
•    Теория кармы,
•    Теория несуществания души.
Будда в медитацииПоговорим о каждом принципе несколько подробней.
Первая теория исходит из того, что в мире царствует всеобщий закон причинности, в результате которого возникают все явления материального и духовного мира. Закон существует вне времени и пространства, он не подчиняется никому, а значит, действует стихийно. Возникновение одного предмета приводит к определенным последствиям. Таким образом, получается, что все имеет свою причину и свое следствие. Как говорил сам Будда, эта теория позволяет избежать двух крайностей: первая крайность – это существование некой вечной реальности, вторая крайность – нигилизм, т.е. разрушение всего существующего.

Теория изменяемости основана на теории природы вещей. Будда говорил, что все вещи изменяются с течением времени, а затем исчезают. Обусловлено это тем, что каждая вещь имеет свое начало и свой конец, это касается и тех вещей, которые кажутся вечными, неизменными.
Теория кармы — это своеобразный аспект теории происхождения вещей. Суть данной теории сводится к тому, что настоящее человека является следствием его прошлого, а будущее – это следствие его настоящего. Таким образом, Будда выделил своеобразный закон кармы, т.е. проявление закона подчиненности в аспектах человеческого бытия.
Теория несуществования души является универсальной – из сферы распространения данного закона не исключаются ни люди, ни звери, ни неодушевленные предметы. Распространенное мнение о том, что у каждого человека внутри есть некая субстанция, именуемая душой, Будда отрицает, т.е. он говорит о том, что души, которая не изменяется с течением времени и продолжает существовать даже после смерти человека, не существует.
Несмотря на это, Будда не отрицает целостность личности во всех ее перерождениях, связано это с тем, что он придерживается теории целостности потока, под данным потоком подразумевается ряд последовательных состояний, которые, собственно, и образуют человеческую жизнь. Все эти стояния зависят от условий и образа жизни человека.
Говоря о человеческой целостности, Будда приводит в пример горящую лампу. Пламя лампы зависит от определенных условий конкретного момента, при этом пламя отлично от себя самого же в другой момент, который обусловлен другими условиями.