Колесо Дхармы


Колесо Дхармы – это один из важнейших символов в буддизме. По мнению ученых, это одно из самых ранних изображений в буддизме. Символ представляет собой колесо, стоящее на небольшом постаменте. Обычно изображается в виде обычного обода, без украшений или же с минимальным декором. У колеса может быть 5, 6, 8 спиц. Иногда к изображению колеса добавляются лежащие по обе стороны от него олени.

Колесо в древнеиндийской культуре символизировало защиту, созидание. В буддизме же собственно колесо выступало как символ Чакравартина, вращателя, который правит в соответствии с буддистским учением. Дхарма же упоминается в индийских философско-религиозных учениях как закон, предписание, долг. Это такой закон, следование которому ведет к накоплению хорошей кармы, поддерживает равновесие и гармонию в Мире. В широком смысле он означает некий образец долга и справедливости, которому нужно следовать всю жизнь, в узком – как частное предписание, нравственная установка. В буддизме же понимается как вечные и неизменные элементы жизненного процесса, вспышки психофизической энергии.

Колесо Дхармы в широком смысле используется как метафорическое название учения Будды. Вращение этого символа связывается с изложением и объяснением Закона о спасении всех живых существ. В узком же смысле обозначает духовную трансформацию. Если оно вращается быстро, то и духовные изменения происходят аналогично.

Три поворота Колеса Дхармы

Будда дал три цикла наставлений, каждый из которых считается «поворотом Колеса Учения». Самая первая его проповедь была проведена в Оленьем парке в Сарнатхе. На этом этапе было изложено Четыре благородные истины. Первая – существует страдание. Вторая – у страдания есть причины. Третья – что страдание может быть прекращено. Четвертая – истина о том, каким образом избавиться от страдания. Он указал путь, которым для этого нужно следовать. Это благородный Восьмеричный путь, включающий:

  • правильное видение;
  • правильное намерение;
  • правильная речь;
  • правильные действия;
  • правильный образ жизни;
  • правильное усилие;
  • правильная внимательность;
  • правильное сосредоточение.

Пройдя этот путь, человек прекращает свои страдания, он пробуждается, будто рождается заново. Благодаря ему можно увидеть истинную суть вещей. Перед человеком открывается его истинный жизненный смысл. Также идущий по Восьмеричному пути избавляется от трех корней порока. Он становится свободным от жажды наслаждений, от злобы и невежества.

Восемь ступеней пути условно разделяются на несколько групп. Первая – это «Мудрость». В этой группе находятся такие шаги, как правильное видение и правильное намерение. Мудрость говорит о том, что должно быть правильное понимание реальности. Именно правильное видение позволяет постигнуть истинную суть вещей. Человек должен понять, кто он, куда ведет его путь. Попытаться выяснить, почему все в жизни происходит так, а не иначе. То есть, он выдвигает концепции, размышляет, в результате приобретая мудрость. Когда сформировано правильное видение, человек шагает дальше, к правильному намерению. Он хочет избавиться от пороков, недоброжелательности, агрессивности. Правильное намерение также означает стремление избавиться от жажды богатства и наслаждений.

Вторая группа получила название «Нравственность». К ней можно отнести правильную речь, действия и образ жизни. Под правильной речью подразумевается умение воздерживаться от произнесения грубых слов, лжи, а также пустословия. Таким образом, человек говорит только правду и достойные слова. Важно не просто осознать какие-либо истины, а и правильно действовать, руководствуясь ими. Правильные действия – это стремление к достойному поведению с моральной точки зрения. С учетом важнейших буддистских принципов нужно выстраивать свою жизнь. Чтобы правильные действия не были хаотичными, эпизодичными, а сложились в систему и переросли в образ жизни.

Третья группа получила название «Сосредоточение». Это правильное усилие, внимательность и сосредоточение. Собственно сосредоточение – это просветление, которого можно достичь, медитируя. Важно прикладывать правильное, устойчивое усилие, чтобы добиться результата. То есть, требуется усердие. Правильная внимательность понимается как постоянная бдительность к тому, что происходит в собственном теле, уме, чувствах, а также в мире. И правильное сосредоточение понимается как медитация, умения сосредоточиться на конкретном объекте, явлении.

Второй поворот Колеса произошел в Раджгире. Было озвучено учение о пустоте, Абсолютном духе и сути человека, его истинного «Я». Будда рассуждал, что такое на самом деле истинное «Я» человека. Он указывает на то, что ни тело, ни чувство, ни восприятие, ни мышление, ни сознание – не является сущностью человека, не может быть Абсолютным духом. Так как все эти стороны подвержены страданиям. Но Будда также и не указывает, что же тогда Атман – то самое истинное «Я». Сторонниками буддизма такое положение трактуется по-разному. Одни утверждают, что Будда таким образом отрицал существование этой самой истинной сути. Иные же уверены, что Будда не сообщил, что считать Абсолютным духом человека потому, что это не важно для того, кто идет к пробуждению. Ведь главное – освободиться именно от ложного, эгоистичного «Я».

И третий поворот Колеса Дхармы произошел в Шравасти, вошел в историю как «Рассуждение о Взаимозависимом происхождении». Будда рассказал, что из-за неведения возникают страдания. А неведение – это незнание Четырех Благородных Истин. Все, что порождает страдания, взаимозависимо. И единственный путь разорвать эту связь – избавиться от привязанностей и неведения.

Колесо Дхармы в настоящее время воспринимается и как материально выражаемый символ, и как синоним цикла проповедей Будды. Например, в Тибете Колесо Дхармы помещается как символ на передней части крыши здания храма. А также ассоциируется с проповедями Будды и символизирует его наставления.